Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Тиражируем успешные практики и обучаем специалистов – Координационный совет при детском омбудсмене подвел итоги работы по социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ОВЗ

20 декабря 2023 года

2934

В Москве состоялось третье заседание Координационного совета по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Встречу посвятили итогам работы в 2023 году, а также планам на следующий, объявленный Президентом Годом семьи. В заседании приняли участие руководители рабочих групп совета, уполномоченные по правам ребенка в регионах, а также представители профильных министерств и ведомств.

Открывая заседание, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова напомнила, что Координационный совет был задуман как дополнительный формат взаимодействия государственных институтов и экспертного сообщества для развития сферы помощи детям с инвалидностью и их семьям и для содействия в выстраивании системы сопровождения человека с инвалидностью на протяжении всей жизни.

В совете созданы четыре рабочие группы по ключевым направлениям деятельности – «Центры дневного пребывания», «Протокол сообщения диагноза», «Ментальное здоровье» и «Сопровождаемое проживание». Одна из важных задач экспертов по каждому направлению – выявление лучших практик социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшего тиражирования по стране.

Мария Львова-Белова отметила, что в феврале программу «Сопровождение через всю жизнь» поддержал Президент России Владимир Путин. Также детский омбудсмен поблагодарила за помощь в решении задач коллег из Администрации Президента РФ, депутатов Госдумы, Минфина, Минтруда России и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ставшего стратегическим партнером в работе совета.

По словам Уполномоченного, каждое направление работы по социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ОВЗ востребовано у родителей и самих детей по всей стране. В этом году запустили 36 региональных пилотных проектов, в некоторых субъектах реализуют сразу несколько направлений. «Для каждого направления мы имеем четкое понимание того конкретного результата, который должен получиться на выходе: созданная сеть центров дневного пребывания, действующий протокол этичного сообщения диагноза, внедренный алгоритм непрерывного сопровождения детей с РАС и ментальными нарушениями, открытые проекты сопровождаемого проживания и подготовки к ним детей в регионах», – сказала Мария Львова-Белова.

Работа по созданию центров дневного пребывания для детей с инвалидностью ведется в 15 пилотных регионах. На данный момент открыто девять центров, в том числе два – в Калужской области, два – в Тюменской, по одному – в Астраханской и Самарской областях, республике Коми и Саха (Якутия), Забайкальском крае. До конца года ждут открытия Луганская Народная Республика и еще один корпус в Забайкальском крае.

Говоря об открытии центра дневного пребывания для детей и молодых людей с ментальными нарушениями в Астрахани, Уполномоченный по правам ребенка в Астраханской области Александра Бондарева поблагодарила за поддержку губернатора региона Игоря Бабушкина. Она отметила, что центр открылся 11 декабря и уже получил положительные отзывы от семей, которые им воспользовались. «Центр открылся на базе многофункционального социально ориентированного центра “Здравушка”. Двухэтажное здание полностью соответствует санитарным нормам для нахождения там 48 воспитанников. Детей и молодых людей здесь принимают в две пятичасовые смены с организацией двухразового питания. Формирование групп осуществляется с учетом возраста и уровня психического развития. У нас работают 16 педагогов, они проводят занятия в кабинете посттерапии, в зале для адаптивной физической культуры, компьютерном классе и сенсорной комнате», – рассказала Уполномоченный.

В двух регионах – Владимирской и Новосибирской областях – запущены проекты сопровождаемого проживания, рассказал руководитель соответствующей рабочей группы Координационного совета, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Андрей Царев. Он сообщил, что в следующем году количество регионов, где будет реализован проект, должно вырасти до десяти. Также планируется создание электронного ресурса для популяризации и тиражирования практик сопровождаемого проживания.

В 14 пилотных регионах реализуется проект «Протокол сообщения диагноза», об этом рассказала руководитель рабочей группы Координационного совета, заместитель председателя РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области, руководитель Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития Елена Лянгузова. По ее словам, в будущем году планируется не только запуск проекта в новых пилотных регионах, но включение блока по деликатному сообщению диагноза в курс непрерывного медицинского образования.

Большая работа по внедрению протокола сообщения диагноза сейчас ведется совместно с профессиональным медицинским сообществом, общественными организациями, другими министерствами и ведомствами – об этом сообщила заместитель директора Департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава России Ольга Чумакова. «Мы видим детей, которым ставится диагноз врожденных наследственных патологий не только в период новорожденности, но и в другие возрастные периоды. Отдельный случай, когда это приобретенное заболевание или результат травмы. И тут родители тоже должны понимать жизненный маршрут ребенка, какие есть варианты лечения и реабилитации», – сказала она. Представитель министерства добавила, что к работе по внедрению протокола сообщения диагноза подключился Союз педиатров России.

Результатами работы поделилась и руководитель рабочей группы «Ментальное здоровье» Координационного совета Регина Юрьева, вместе с руководителем Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игорем Шпицбергом. По их словам, в ходе реализации первого этапа проекта в шести пилотных регионах были проведены обучающие семинары, в которых приняли участие более 10 тыс. специалистов разного профиля и более 7 тыс. родителей детей, имеющих РАС или другие нарушения в ментальной сфере. Также в шести пилотных регионах созданы рабочие группы под руководством вице-губернаторов по социальным вопросам.

О ресурсах развития инклюзивного образования и возможности их применения в рамках стратегических программ Уполномоченного и Координационного совета рассказала директор проектного офиса по сети ресурсных учебно-методических центров по обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, функционирующих на базе вузов Минобрнауки России, Марьяна Соколова. Она отметила, что в 2023 году начался процесс создания ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ ВО) на базе образовательных организаций высшего образования новых регионов России: в Донецком государственном университете, Луганском государственном университете им. Владимира Даля, Мелитопольском государственном университете, Херсонском техническом университете.

Говорили на заседании и о законодательных инициативах. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко отметила, что 8 декабря в Госдуму Правительством России внесен проект федерального закона о создании специальных условий для получения образования инвалидами, который в том числе содержит пункт о замене термина «умственно отсталый» на термин «нарушение интеллекта». По словам Юлии Сачко, это позволит обойти юридические коллизии, возникающие при обучении детей с ментальными нарушениями.

Также представитель министерства рассказала о разъяснительных письмах, которые сейчас разрабатываются совместно с Минздравом и Минтрудом России. Они посвящены трем важным темам. Первая – развитие региональных программ и услуг ранней помощи с учетом положений Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов. Вторая – реализация права на образование, включая профессиональное обучение, детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания. Третья – исполнение индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в части реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации. Как сказала Юлия Сачко, эти инструктивные письма уже сформированы экспертами и будут разосланы в региональные ведомства и учреждения в самое ближайшее время.

В свою очередь Мария Львова-Белова напомнила о важных шагах к системным изменениям, которые в этом году осуществил аппарат Уполномоченного. «Вместе с Министерством просвещения РФ мы подготовили и направили в регионы рекомендации по горячему двухразовому питанию детей, обучающихся из числа инвалидов школьного возраста, не имеющих одновременно статуса обучающегося с ОВЗ, где просим регионы сделать наличие инвалидности критерием для получения государственной поддержки в виде льготного права на бесплатный прием горячей пищи», – отметила она.

Кроме того, детский омбудсмен отметила, что поправки от аппарата Уполномоченного были учтены в принятом законопроекте по обеспечению инклюзивного отдыха детей с инвалидностью и ОВЗ в детских лагерях по ежегодной региональной квоте. Также в настоящий момент силами уполномоченных по правам ребенка в регионах ведется мониторинг деятельности домов для детей-инвалидов. Его результаты представят на следующем заседании Координационного совета.

Говоря о планах на 2024 год, Мария Львова-Белова сообщила, что в Карту действий уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ включены два направления, тесно связанные с вопросами помощи детям-инвалидам. Это вопросы доступности и качества психиатрической помощи несовершеннолетним, а также развития медицины и системы питания в образовательных организациях. Уполномоченный подчеркнула, что детские омбудсмены не просто изучат ситуацию, но и инициируют конкретные изменения в своих регионах и этот опыт будет учтен в работе Координационного совета в дальнейшем.