Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Профилактика травматизма несовершеннолетних при использовании средств индивидуальной мобильности – обсуждения и мнения

14 марта 2024 года

2303

Рабочая группа стратегической программы «Страна для детей» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка провела круглый стол, посвященный профилактике травматизма несовершеннолетних при использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ). К участию были приглашены представители профильных органов исполнительной власти, ассоциаций, эксперты НКО, а также члены Общественного совета при Уполномоченном.

Вопросы профилактики и предупреждения чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних и детского травматизма занимают важное место в деятельности рабочей группы стратегической программы «Страна для детей» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Ее руководитель Урван Парфентьев, открывая круглый стол, напомнил участникам, что к средствам индивидуальной мобильности относятся электросамокаты, гироскуторы, сигвеи и моноколеса. СИМ удобны ввиду своей компактности, что привело к взрывному росту покупок этих средств. 

«Согласно данным Ассоциации операторов микромобильности в 2022 году было реализовано около 230 тыс. единиц средств индивидуальной мобильности. 85 % проданных средств индивидуальной мобильности – это электросамокаты. Главная проблема заключается в том, что водители СИМ часто подвержены попаданию в ДТП. Основной причиной ДТП с участием средств индивидуальной мобильности является высокая скорость таких устройств. Производителями заявляется максимальная скорость отдельных устройств, которая может составлять 40 км/ч», – отметил эксперт. 

По словам Урван Парфентьева, в отличие от скутера при использовании СИМ  отсутствует какая-либо защита водителя, также слабо развита тормозная система. «По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за 9 месяцев 2023 года в РФ зарегистрировано 2640 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с данными 2022 года, число ДТП увеличилось в два раза. В результате погиб 31 человек, получили те или иные повреждения 2720 человек, включая 919 детей и подростков в возрасте до 16 лет. 26 % происшествий произошли на тротуарах и пешеходных зонах. 22,8 % ДТП произошло на регулируемых местах пешеходного перехода», – сообщил он.

Важную роль в формировании культуры безопасного использования СИМ играет просвещение. Заместитель директора Ассоциации организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям» Денис Губенко рассказал о методах работы организации. «Мы активно занимается обучением детей навыкам безопасного поведения в городской среде. Неотъемлемой частью этого направления является профилактика детского травматизма при использовании СИМ. Волонтеры центра проводят занятия для студентов и школьников по соблюдению правил дорожного движения, создают и распространяют учебные материалы, памятки и видеоуроки. Перед началом летнего сезона волонтеры совместно с местными управлениями ГИБДД регулярно проводят акции безопасного движения и участвуют в рейдовых мероприятиях, направленных на профилактику нарушений с использованием СИМ», – сказал Денис Губенко. 

Директор Ассоциации операторов шеринговых средств микромобильности Ксения Эрдман считает, что необходимо увеличить возраст допуска детей к СИМ. «С 14 лет ребенок получает возможность управлять электросамокатом. По моему мнению, это неправильно. Нужно увеличивать возраст допуска детей до средств индивидуальной мобильности. Если мы говорим про кикшеринг операторов, у них есть ограничения по возрасту, которые разными путями обходятся. Одна из целевых групп, которая должна быть в фокусе нашего внимания – это родители, которым мы должны объяснить, что электросамокат – опасное транспортное средство, которое развивает скорость», – отметила она. 

Эксперт считает, что ситуация с использованием СИМ на дорогах улучшится благодаря развитию инфраструктуры, появлению сети велосипедных дорожек, знанию и соблюдению ПДД, фиксации нарушений и увеличению размеров штрафов. 

В октябре прошлого года Правительство России утвердило дорожную карту мероприятий, направленных на нормативно-правовое регулирование развития СИМ и обеспечения безопасности дорожного движения при их использовании, рассказал Старший инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Стельмах. Он выделил несколько новелл, предусмотренных в дорожной карте. По его словам, предусмотрено закрепление административной ответственности, изменение ПДД, развитие микромобильности, популяризация образовательной и просветительской деятельности, а также мониторинг развития и использования СИМ.

Полученные предложения будут проанализированы и использованы в дальнейшей работе команды Уполномоченного.